Скульптура: античные аспекты в современном искусстве

Скульптура и архитектура — наиболее распространенные формы трехмерного художественного выражения, представленные в классической или современной городской среде. Хотя аспекты высоты, ширины и глубины можно найти и в живописи из-за перспективы, мудрого обращения с тенями и светом.

Скульптура и архитектура — наиболее распространенные формы трехмерного художественного выражения, представленные в классической или современной городской среде. Хотя аспекты высоты, ширины и глубины можно найти и в живописи из-за перспективы, мудрого обращения с тенями и светом. 

Границы между двумя видами творчества размываются, ведь по умолчанию оба они разделяют принципы формы, масштаба, материала. Прекрасные образцы слияния скульптуры и архитектуры вы найдете на сайте https://kyiv.gallery/ru/skulptury. Симбиоз является своеобразной отсылкой к истории.

Существуют стили, которые эффективны во многом благодаря качеству и выразительности их зодческих форм — рельефу метопов и фризов, дорическим колоннам и тимпанам, украшенным головами божеств или валютами. Например, древние образцы каменной архитектуры — египетские, греческие, кхмерские или мексиканские.

Что касается цвета по отношению к изваяниям, нельзя не упомянуть серьезную ошибку неоклассицизма при его интерпретации классической греческой пластики. Неоклассицизм превратил «белизну» мрамора, использовавшегося для ваяния, в фундаментальный эстетический элемент, не осознавая, что она была простым следствием исчезновения оригинальной полихромии.

Ошибка археолога-искусствоведа Иоганна Винкельмана привела к тому, что несколько сотен лет единственным допустимым цветом пластических объектов считался белый. 

Белыми были боги и герои, львы и грифоны, атланты и кариатиды, освобожденные из недр земли при раскопках Помпей, Геркуланума и Пестума — время лишило их патины окраски. Археологи находили предметы, на которых сохранились некоторые следы полихромии, но она устранялась, потому что считалась анахронизмом — он нарушал идеализированную чистую красоту белого. Классицизм был переосмыслен художниками Канова и Торвальдсеном, которые выступали за распространение ложного монохромного восприятия.

Колорит и воздушная перспектива были основными элементами даже в средневековой пластике романской и готической эпохи — изображения были полихромными не только на дереве, но и на камне. Многие зодчие эпохи Ренессанса творили цветные статуи. Подчас иллюминирование было легким и давало лишь намек на окрас. При барокко это веяние достигает исключительного развития. Полихромия пластики имела изначальной целью явно натуралистическое намерение выразить естественные цвета. 

Скульптура: античные аспекты в современном искусстве
Олигарх. Бронза/металл. Размер 17х21х27 см

Скульптура в современном мире: черты абстракции

Абстракционизм основан на трехмерности, поддерживаемой традиционными ресурсами, такими как текстура и геометрические фигуры, отмеченные прямо или нюансированные. Криволинейный тип абстракции вдохновлен во многом кельтским искусством, где используется ряд мотивов, далеких от реализма — чередования узлов, спирали, древние символы трискеле или трискелиона. Трехмерные произведения могут быть представлены резьбой по дереву или камню, лепкой из глины или воска, литьем и сваркой металлов. 

Абстрактное искусство использует характеры и перспективы, которые не являются копией реальности. Оно предлагает инновационные произведения, интерпретация которых — обязанность зрителя. Основная предпосылка абстракции подразумевает, что формальные качества предмета также важны, как его репрезентативные свойства.

Многие художники являлись скульпторами — Дега, Матисс, Пикассо. Они использовали объемы для проверки структурной достоверности своего собственного цветового зрения.

Среди главных авторов 20 века, которые пропагандировали абстрактные работы, выделяются румын Константин Бранкузи, британец Генри Мур и американец Ричард Серра. Их работы не символизируют авторских чувств. Целью абстрактного искусства является выражение чистых состояний сознания или бессознательного. 

Не имеет значения применяемая техника абстрактной скульптуры — в ее основе всегда присутствует композиция, цвет или текстура.

Хотя абстракционизм имеет черты, сходные с памятниками доисторического периода, считается, что он нарушает схемы концепции искусств, которые были приняты во время его становления. По этой причине многие люди не считают абстрактное искусство художественным выражением.

Скульптура в современном искусстве — от бронзы и мусора до движения и света

Существует мнение, что искусство наших дней стало объектом финансовых манипуляций. Немало фактов накручивания провенанса с последующей легализацией арт-творений на мировых аукционных площадках — с завышенным эстимейтом. Их цены часто превышают стоимость общепризнанных мировых шедевров. 

Это обуславливает недоверие к индустрии в целом. Но если иметь представление о художественно-пространственной композиции, которая является базой любой трехмерной техники, то можно с абсолютной уверенностью оценивать потенциал современного искусства.

Доходит до откровенного применения мусора или некогда живых существ — как в скандальных инсталляциях Дэмьена Херста. Вновь воцаряется колористика как базовая деталь пластических объектов.

Отходы и городской мусор предлагают бесконечные возможности для самовыражения, потому что учитывается легкость, с которой эти побочные продукты повседневной жизни обнаруживаются в обществе потребления, и их текстуры, энергетика, сила, передающая фрагментированную реальность. Кусочки вещей, потрескавшиеся, сколотые объекты, отмеченные использованием — восстановленная коллективная память.

Ресурсы, которые не используются самостоятельно в традиционном зодчестве — движение и свет — нашли применение в течениях, связанных с абстракционизмом, в кинетической и световой интерпретации. 

Когда говорят о световых инсталляциях, имеют в виду арт-объекты, которые используют естественный или искусственный свет в композиции как базовый элемент. Без света рушится целостность их образа. Основным движением, которое использует естественный свет для изваяний, долгое время был конструктивизм Антуана Певзнера и Наума Габо. Они оба использовали яркие и прозрачные материалы.

Скульптура: античные аспекты в современном искусстве
Зима. Мрамор. Размеры 12х28х13 см

Ласло Мохой-Надь, принадлежавший к течению Баухауза, под влиянием конструктивистских форм, стал пионером светового течения. Его Light-Space Modulator — одно из первых арт-произведений, использующих искусственный свет дополнительно к кинетике.

Отдельное направление световых инсталляций представляет собой работу, направленную на формирование тени. Сама тень выступает арт-объектом в сочетании с вещами, ее формирующими. Это могут быть обычные или редко используемые разновидности материалов:

  1. Бумага — как в работах Куми Ямашита;
  2. Целлулоидные манекены — как у Бохунь Юна;
  3. Мусор — как у Рашада Алакбарова;
  4. Фаллоимитаторы — как у Тима Нобла и Сью Вебстера.

Наиболее известные мастера тени — представители Азии. Их театр теней существует более двух тысяч лет, что обусловливает генетическую предрасположенность местных творцов к работе с игрой световых рефлексов. Также представители Азии внесли огромный вклад в пластические формы, выполненные из песка.

Современная скульптура в Украине

«Украинский контекст» представлен двумя категориями авторов — эмигрантами XX века и молодыми дарованиями, проживающими в стране.

Монументальные творения массово доступны в Киеве. Это «Луиджи и Мокрина» Морганицкого и Костюкова, бронзовый «Дождь» Назара Билыка, «Редкая птица» Алексея Владимирова.

Множество украинских авторов доступно в онлайн-проекте kyiv.gallery. Галерея уникальна тем, что дает шанс на успех малоизвестным авторам средней ценовой категории. Безусловно, речь об академическом уровне — большинство мастеров имеет за плечами классическое художественное образование, известность и персональные выставки. Это Назар Симотюк, Андрей Васильченко, Богдан Корж и другие.

Лепка или литье некоторых авторов уже успели зарекомендовать себя в Европе. Фигуры представлены в бронзе, дереве, камне, стекле, гипсе — их можно приобрести онлайн.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (15 votes, average: 4,90 out of 5)
Загрузка...
Вам также могут понравиться

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.