Как воспитывать мальчика
Мальчик приходит в этот мир для побед
С самого начала мальчика интересует лишь один вопрос: как покорить ту или иную вершину. И пусть сегодня этой вершиной будет такие достижения, как самому надеть сандалии или почистить зубы. Это не важно. Главное слово здесь “сам”.
Мальчик хочет, может и должен преодолевать препятствия и добиваться успеха. Это вселяет в него веру в собственные силы. Уверенность поможет ему бороться с трудностями во взрослой жизни. С ранних лет нужно помогать мальчику учиться преодолевать трудности. Очень важно дать ему почувствовать не только вкус победы, но и поражения. Однако побед должно быть больше.
Например, папа соревнуется с сыном, кто первым добежит до мамы. Разумней будет из 10 случаев 8 раз дать сыну достигнуть цели первым, но дважды он должен проиграть. Одни лишь победы вселяют в ребёнка ложное представление о собственном всесилии. Постоянные поражения сделают его неуверенным в себе. Необходим баланс.
Мальчик должен бегать, прыгать, соревноваться, пинать мяч, гонять велосипед. Даже с кем-то подраться. Это нормально. Конечно, я не призываю поощрять драки и мордобой. Но нужно понять, что мальчик так познаёт мир. Для него это норма.
Прекрасно, если мальчик спит на жёстком, обливается холодной водой (в более старшем возрасте), занимается спортом. И пусть он при этом играет на скрипке или учится рисовать. Активность можно совмещать со статикой.
Но спокойные занятия без активности и физического развития губят психику маленького мужчины. Конечно же, я говорю о тех ситуациях, когда ребёнок здоров.
к содержанию ↑Мама обязательно должна верить в возможности своего сына
Не пытайтесь всегда поучать и от всего оберегать мальчика. Пусть он сам наденет брюки или починит велосипед. Сам несёт свой рюкзак с игрушками или пакет с йогуртом. Сам. А не мама. Позвольте мальчику быть сильным.
Не ждите, когда он повзрослеет. Просите помощи уже сейчас. Пусть поможет убрать тарелки со стола, вкрутит лампочку, откроет консервную банку. А уж если ребёнок проявляет желание помочь, то нужно всячески это поощрять.
Хочет попробовать забить гвоздь? Дайте ему маленький молоточек и пусть вбивает гвоздик в землю. Хочет с мамой помыть пол? Пожалуйста, предоставьте маленькому помощнику эту возможность. Да, он разольёт эту воду по полу. Но ведь можно её потом протереть. А сын будет приобщаться к труду.
к содержанию ↑Мальчик должен шалить
Мы слишком опекаем своих сыновей и поэтому пытаемся оградить их от всех бед и напастей. Это неправильно. “Солнышко, не бегай так, разобьёшь колено, слезь с дерева, не залезай на крышу. Ты упадёшь, ты испачкаешься, ты ударишься...”. Вроде бы нормально заботиться о ребёнке.
Сколько бы мама не предупреждала, он всё равно рано или поздно залезет, упадёт, разобьёт, испачкается. Так он узнаёт жизнь. И пусть лучше рано, чем поздно. Если же у мальчика не было в детстве ни единого шанса залезть в лужу и промочить ноги, помесить в ней грязь и перепачкаться, то он вырастет психически зажатым и слабым.
Разумеется, баловство должно быть в пределах разумного. От того, чего ребёнок не в силах понять, его нужно защищать. Например, совсем необязательно позволять малышу совать пальчик в розетку.
к содержанию ↑Как хвалить мальчика
Хвалить детей нужно обязательно. Но делать это нужно правильно. Мальчика хвалить надо только за конкретные достижения. Вымыл руки - молодец! Сложил пазл - умница! Пробежал 2 км - герой! Повесьте на холодильник аппликацию, которую он сделал в детском саду и показывайте всем гостям. Для сына это будет самым лучшим комплиментом.
Если же мальчика хвалить без оснований, то он возгордится и вырастет высокомерным. Такие формулировки, как “ты мой хороший, ты мой умный” обязательно должны быть привязаны к поступку. Помог папе забить гвоздь - хороший мальчик. Получил пятёрку - супер!
к содержанию ↑Как наказывать мальчика
Не самая приятная, но очень необходимая тема. Любому капризу и баловству должен быть предел. Мальчик с раннего детства должен знать, что такое дисциплина. Идеально, если этим вопросом заведует отец. Но если мама воспитывает сына одна, то все функции выполнять придётся ей.
Тут есть одно золотое правило: мальчика нужно воспитывать не словом, а поступком. Если ребёнок не слушается, не нужно на него кричать и говорить такие фразы, как: “Если ты сейчас не уберёшь игрушки, то…”. То что? Помните, мальчик ищет побед. Для него ваше “если” - это очередной вызов и шанс победить.
Поэтому он не будет выполнять просьбу. Тем более, очень часто дальше этого “если” ничего не происходит. Или ещё хуже: родители добьются своего через собственные крики и плач напуганного ребёнка.
Или всё сделают сами, что тоже не лучший вариант: дитя привыкнет к подобному сценарию и в последствии вообще перестанет подчиняться.
к содержанию ↑
А как надо??
Мальчик не понимает слов, он понимает поступки. И без всяких “если”. Убери игрушки. Садись за уроки. Дома нужно быть в 18:00. Не подчинился - наказание. Не словом, а через действие.
Например, мама попросила сына прибрать игрушки в комнате. Он не отреагировал. Хорошо. Через 15 минут возвращаемся в комнату, берём мальчика за руку и тащим в угол. Не кричим, не ругаем, не оскорбляем. Просто ставим в угол. Поверьте, у мальчика тут же возникнет резонный вопрос: а в чём, собственно, дело? Что происходит? Мама-папа, а за что? Вот. Теперь сын готов слушать.
Мальчик начинает слушать и слышать только тогда, когда побеждён. Поставили в угол, запретили смотреть мультики или кино, отстранили от компьютера, не отпустили гулять и т.д.. Только конкретные действия возымеют эффект. Мама может сказать, что обиделась и перестать разговаривать с сыном.
Намного лучше наказать молчанием, чем криком. Конечно, не нужно доводить ситуацию безмолвия до абсурда. Как только мальчик забеспокоится и начнёт переживать, сразу вступаем на тропу переговоров. Сразу. А не продолжаем молчаливо издеваться, пока ребёнок «сам всё поймёт». Объясняем всё с любовью, когда он будет готов слушать.
Санкции должны строго соблюдаться в течение всего времени, пока длится наказание. Сказали утром, что сегодня он не смотрит мультики, то нужно своё слово держать. Если спустя 2 часа вы отменили своё наказание, то ни о каком воспитании не может быть и речи. Это тяжело, да. Но что поделать.
Нельзя наказывать ребёнка пожизненным лишением какой-либо радости. Такой метод будет тиранией и породит не подчинение старшему, а протест, который с годами перерастёт в бунт. Это уже сложно исправить.