Основные причины школьной неуспеваемости

Увы, некоторые ученики любят школу только дважды в жизни: когда они, нарядные, шагают в первый класс и когда идут встречать рассвет после выпускного. Остальные же школьные годы для них наполнены кошмаром ежедневной травли.

Основные причины школьной неуспеваемости

Но почему одни дети становятся отличниками, а другие – еле вытягивают на минимальные оценки? И почему с каждым днем ребенок идти в школу хочет все меньше и меньше?

В житейском понимании можно ответить на этот вопрос достаточно просто: одни дети не успевают потому, что не могут учиться, а другие потому, что не хотят. А вот с точки зрения психолога, ребенок не может хорошо учиться по нескольким причинам.

Первая из них – он не владеет способами и приемами учебной деятельности.

Иногда взрослым бывает сложно понять это. На первый взгляд вроде бы все ясно. Дал ребенку задание, и он его выполняет! Ведь надо всего лишь выучить стихотворение, запомнить таблицу умножения, переписать буквы несколько раз. Как будто бы все очевидно, но оказывается, что любое самое простое задание можно выполнить несколькими способами, и не все они оптимальны.

Ребенку приходится находить эти оптимальные способы интуитивно, поскольку в школе способам и приемам учебной деятельности не учат, а просто дают задание, требуя выполнить его. Каждый ищет их сам и не всегда может найти. И тогда, именно невладение подобными приемами выполнения учебных заданий, может стать основной причиной неуспеваемости.

Вторая причина плохой успеваемости – несформированность психических процессов.

Именно на них базируется познавательная деятельность, что в первую очередь относится к мышлению ребенка. А ведь чтобы запоминать сложный и большой по объему материал, мы подключаем именно его. Необходимо сначала прочитать текст, понять его смысл, выделить основные мысли, связать их между собой. Но если мышление еще несформировалось, это мешает неуспевающим детям, и запомнить подобный сложный материал для них практически нереально.

Схожая картина наблюдается и в вопросе внимания. Неуспевающие дети действительно рассеянные и невнимательные, но рассеянность – не причина, а следствие их неуспеваемости.

Дело в том, что некоторые дети не в состоянии выполнить то, что им предлагает учитель. И эта невключенность в учебную деятельность заставляет их заниматься чем-то другим. Такие учащиеся начинают мешать другим, разговаривать, смотреть в окно, «считать галок», и все это просто потому, что предлагаемая задача для них слишком сложна.

Тоже самое происходит и в том случае, когда ребенку предлагается неинтересное задание. Он начинает отвлекаться или вообще отказывается от его выполнения.

Каждому такому ребенку нужна индивидуальная помощь, и оказывать ее нужно своевременно.

Для этого необходимо диагностировать детей при поступлении в школу. Это позволит вовремя понять, будет ли ребенок испытывать трудности с первых шагов в школе и в какое учебное заведение его оформить лучше.

Однако помните, что основные познавательные процессы развиваются! Например, мышление развивается до самого юношеского возраста, поскольку, как минимум, до двадцати лет происходит повышение показателей интеллектуальных тестов.

Поэтому ребенка следует развивать, давая решать ему сложные мыслительные задачи. А если еще и позаниматься с неуспевающим школьником по специально составленной программе, то эффект может превзойти все ожидания.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Top